АРИОЗО


 

 

АРИОЗО (итал. Arioso) - высшая речитативная форма, которая отличается от низших форм: сухого речитатива (recitative secco) и речитатива в темпе (a tempo), большим мелодическим содержанием в партии голоса и большим интересом и сложностью в аккомпанементе. - Ариозо есть также вокальное сочинение небольших размеров, не имеющее определенной формы, как напр. песня, пишущаяся в коленном складе; по объему оно соответствует ариетте. В новейшее время, многие композиторы дают небольшой арии название ариозо. Образчиками ариозо могут служить вагнеровские певучие речитативы. Apиoсто (Людовик) - знаменитый итальянский поэт XVI стол.; родился 8 сентября 1474 в Реджио, в бывшем герцогстве Феррарском, где его отец, потомок стародворянского рода Николо дель-Ариости, был комендантом крепости. А. воспитывался в феррарской школе и потом, по желанию отца; занялся юридическими науками. Он с ранних лет выказывал склонность к поэзии и потому в 22 г., когда отец предоставил ему, наконец, свободный выбор занятий, он уехал в Рим и стал изучать древние языки и изящную словесность; скоро он обратил на себя внимание несколькими латинскими стихотворениями и главное драмами, по образцу Плавта и Теренция: "Cassaria" и "I Suppositi". Лат. стихотворение "Carmen Epitha Jamium", написанное по случаю бракосочетания герцога Альфонса I с Лукрецией Борджиа, расположило двор к молодому поэту и в 1503 г. он поступил к кардиналу Ипполиту д'Эсте, брату герц. Альфонса. В это время он написал свое великое произведение "L'Orlando Furioso"; десять лет, с 1505 до 1515, посвятил он этому эпосу, растеленному на 46 песен. В 1517 г. А. поссорился с кардиналом и перешел на службу к его брату, герц. феррарскому Альфонсу I. В 1521 г. ему было поручено отправиться комиссаром в Гарфаньяну для изгнания бандитов; с успехом окончив экспедицию, он спустя три года (1525 г.) вернулся в Феррару, где получил новое назначение, для него больше приятное; ему поручили надзор за постройкой нового театра. Материальные средства его на столько улучшились, шта он купил небольшой дом с садом, который еще и теперь показывается в Ферраре, в улице Миразоле. Свободные часы он проводил за сочинением комедий в стихах и за исправлением своего великого эпоса, достигшего при нем 17 истаний (1532 г.). Он умер, после тяжкой болезни, 6 июня 1533 г., похоронен в Ферраре, в монастыре св. Венедикта. Сорок лет спустя, феррарский дворянин, Августино Мости, воствиг ему прекрасный памятник. Монумент, стоящий в настоящее время в церкви, относится к 1612. Произведения А: 1) "L'Orlando Furioso" - "Неистовый Орланд" и его продолжение, написанное Боярдо "Orlando innamorato", составляют целую эпопею и без последней половины многие части первой - непонятны. В "Orlando" изображены средневековые геройские подвиги, но А. передает их в ироническом духе, возбуждая в читателе недоверие к действительности изображаемых событий. Подобное направление и явное скептическое отношение автора к своему сюжету было ново в литературе и резко обрисовывает эпоху Возрождения. Одаренный богатой фантазией и мастерски владея языком, А. представил ряд блестящих картин, с хитросплетенными эпизодами и состал в "Orlando Furioso" произведение тонкого художественного вкуса, хотя и без патриотических или религиозных идей. 2) "Commedie" - две в прозе "La Cassaria" (Венеция, 1525 г. и позже) и "I Suppositi" (Вен., 1525 г. и позже); пять в стихах: "Il Negromante" (Вен., 1530), "La Lena" (Вен., 1535 г.), "I Suppositi" (Вен., 1542), "La Cassaria" (Вен., 1546), "La Scolastica" (Вен., 1547 г.; полное ист. "Commedie" - Вен., 1562 и Флор. 1724 г.). 3) "Satire", важные для жизнеописания поэта, сперва появились в 1034 году. Открытая Джиампиери в 1845 г. героическая поэма, истанная в 1846 во Флоренции, "Rinaldo ardito di L'Ariosto", повествующая о борьбе Карла В. с сарацинами, считаются подложными. Полное истание "Opere" вышло в 2 т. (Венеция, 1730; Венец. 1739, 1741, 1753, 1766), "Orlando" пережило 500 ист.; новейшие: Молини (3 т., Флор., 1821), Паницци (4 т., Лонд., 1824), Джиоберти (2 т., Флор., 1846 и Мил., 1870) и Камерини (Мил, 1869); переводов его существует: латинских - 3, франц. - 19, англ. - 6, немецк. - 8 (лучшие: Грисс, 4 ист., Лейпц., 1851; Стрекфус, 2 ист., 6 т., Галле, 1849; Курц, Штутг., 1855; 2-е ист. с иллюстрациями Доре, Бресл. и Лейпц., 1880; Гильдемейстер, 4 т., Берл., 1882), испан. и рус. - 2. с предисловием С. Уварова. Выпуск 1, песни 1-10 (Спб., 1879) и Раича (3 ч., Москва, 1832-37), много переводов на разные итальянские диалекты. Сатиры А. переведены на немецк. яз. Адьвартом (Берлин, 1704 г.). Главные биографы А. : Джиамбаттиста Пинья ("Vita di Lodovico А. ", в ист. "Orlando", Венеция, 1556 г.), Джиакомо Гарофало (в ист. "Orlando", Венеция, 1584 г.), Симон Форнари (в вальвассорском ист. "Orlando", Венеция, 1566 г.); выдержки из всех этих биографий сделаны Гаетаном Барбиери (Феррара, 1773 г.). На немецком яз. существует биография Фернова: "Leben des Lodovico А. " (ист. Гайна, Лейпц., 1817). Новейшая биография - Кампори: "Notizie per la vita di Lodovico A. tratte da documenti inediti" (Модена, 1871). Неоконченная комедия A. "La Scolastica" была дополнена его сыном, Габриелем, иставшим том лат. стихотворений (Феррара, 1582 г.). Библиография произведений А. и всех сочинений об нем истана Феррацци "Bibliografia Ariostesca" (1 т., Милан, 1881 г.).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

АРИОЗО (итальянский arioso, буквально - наподобие арии), в опере, кантате, оратории 19 - 20 вв. обычно небольшая кантиленная ария.

Современный энциклопедический словарь

АРИОЗО, нескл., ср. (ит. arioso) (муз.). Небольшая ария, чередующаяся с речитативом.

Словарь Ушакова

АРИОЗО, нескл., ср. Небольшайа арийа с напевно-декламационной мелодикой, часто чередующайасйа с речитативом. II прил. ариозный, -айа, -ое.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПАУНИ
НАЛОГОСПОСОБНЫЙ
БЫТИЙНЫЙ
ОБЪЕДАЛА
СИОНИСТСКИЙ
НАТЕРЕБЛЁННЫЙ
МАДЬЯРЫ
ПОДМОКНУТЬ
ТУЛУМБАС

АРИОЗО

ВПУСТЕ
УВЁРСТКА
ЛЕСОРУБОЧНЫЙ
ЗЛОДЕЙКА
САНДЖНА
ПРОТРАНЖИРИТЬ
СТРОЧОК
КАБЛОГРАММА
ИНФАНТИЛИЗМ


АРИКАРА назад содержание далее АРИОСТО
Хостинг от uCoz