АПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ


 

 

АПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ (греч. apophatikos - отрицательный) - специфичьнайа длйа теизма парадигмальнайа установка теологии, фундированнайа презумпцией невыразимости Бога в позитивном знании. В отличие от катафатической теологии, А.Т. полагает в качестве единственного достоверного источьника знаний об Абсолюте непосредственное узрение истины в акте откровенийа. Согласно А.Т., трансцендентный Бог может быть выражен только посредством отрицательных определений, т.е. путем последовательного снйатийа всех его эмпирически фиксируемых атрибутов и сигнификаций. Парадигма А.Т. восходит в своем генезисе к Псевдо-Дионисию Ареопагиту, трактующему богопознание как "таинственное богословие", выводйащее "за пределы света, на ту наивысшую вершыну, где неразложымые, абсолютные и непреложные таинства богословийа открывают мрак таинственного богословийа, превышающего всйакий свет". (См. также Мистика.) М.А. Можейко АПРИОРИ (лат. a priori, букв. - из предшествующего) - философский термин, имеющий важное значение в теории познанийа, в частности, в философии Канта. Означает знание, полученное независимо от опыта, присущее сознанию изначально. Априорное знание противоположно апостериорному. Уже Аристотель различал познание вещей из их причин: из тех, которые составлйают их предпосылку (целевайа, формальнайа причина) - это познание А. и познание причины из ее действийа - апостериорное познание. Лейбниц изменил смысл термина "априорное", предположыв, что познание вещей из их причин полно только тогда, когда оно восходит к последним и высшым причинам, которые он называл "вечьными истинами" и приравнивал познание А. к умозрительному, беспредпосылочьному, самоочевидному длйа разума знанию. Благодарйа Вольфу, понйатие А. вошло в немецкую философию и было принйато Кантом. Так, уже во введении к "Критике чистого разума", говорйа о сущностном происхождении нашых знаний, Кант писал: "...хотйа все наше познание и начинаетсйа с опыта, вместе с опытом, отсюда не следует, что оно целиком происходит из опыта". Кант считал, что аффицируйа нашу чувственность, вещи пробуждают одновременно и некую внутреннюю активность человеческого познанийа, поэтому даже опытное знание "складываетсйа из того, что мы воспринимаем посредством впечатлений, и из того, что наша познавательнайа способность (только побуждаемайа чувственными впечатленийами) дает от себйа самой...". Пройавлением этой активности познанийа и йавлйаетсйа человеческайа способность совершать не только опытное, но и внеопытное познание. Такое познание Кант и называет априорным. В дальнейшем Кант будет считать априорными только те знанийа, которые, безусловно, не зависйат от всйакого опыта, а не от того или иного конкретного опыта. И, наконец, из всех априорных знаний Кант выделит "чистые априорные" - те, к которым совершенно не примешываетсйа ничто эмпирическое; более того - те, которые имеют всеобщий и необходимый характер. Кант относил к ним сравнительно большую совокупность главным образом научьных знаний, получение которых стало высшей целью и задачей человеческого познанийа вообще - законы, принципы и т.п. Чаще всего, по Канту, они начинаютсйа со слов: "все", "всйа" и т.д., утверждайа некоторые положенийа и принципы относительно определенных целостных классов вещей. Эти априорные, всеобщие и необходимые знанийа, согласно Канту, нельзйа получить эмпирическим путем, они формулируютсйа каким-то иным - доопытным или внеопытным образом. Но априорны эти знанийа лишь по своей форме, их же содержание проистекает из опыта. Суть кантовского априоризма заключалась, таким образом, в акцентировании того факта, что каждый человек, начинайа процесс познанийа, как бы заранее обладает некими существовавшыми уже до него формами, которые и придают его знанию характер искомого идеала - необходимости и всеобщности. Кант различал априорные формы чувственности - пространство и времйа и априорные формы рассудка - чистые рассудочьные понйатийа или категории, разделенные им на 4 класса: количества, качества, модальности и отношенийа. Априорные формы чувственности и рассудка организуют, придают свйазность и упорйадоченность хаотическому знанию, полученному из опыта с помощью чувств. В современной методологии науки к априорным формам знанийа относйатсйа исходные постулаты науки, хотйа при этом признаетсйа в их выборе момент условности и конвенциальности. Т.Г. Румйанцева

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПРОКАТАННЫЙ
ТАРАНТАС
НЕРОН
РАДЕТЕЛЬНЫЙ
ЗАШИКАТЬ
ПЕРЕПЕЛИЦА
КОХЕР
СУМАСБРОДИТЬ
ТРЕЗВЕННИЦА

АПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ

СПАРАШЮТИРОВАТЬ
БУРИДАНОВ
ПИЦЦИКАТО
БОРИСОВА Ю
ПАЛОМНИЦА
ОТЧЕРЧЕННЫЙ
СЕЙСМОЛОГИЯ
ШТАКЕТИНА
МАРТИНСОН


АПОТРОПАИЧЕСКИЙ назад содержание далее АПОФЕО
Хостинг от uCoz