АНАЛИЗ ТРАНСАКЦИОННЫЙ


 

 

АНАЛИЗ ТРАНСАКЦИОННЫЙ (анализ трансактный, анализ взаимодействия) - Психоаналитически ориентирафанное направление психологии, разработанное в 50-е годы американским психологом и психиатром Э. Берном. Метод исследафания и лечения эмоциональных расстройств, направленный на коррекцию взаимоотношений с людьми и преодоление трудностей. Анализ трансакционный содержит:
1) анализ структурный - теория эго-состояний;
2) собственно анализ трансакционный деятельности и общения, основанный на понятии трансакции как взаимодействии эго-состояний двух вступающих в общение индивидов;
3) анализ психологических «игр»;
4) скриптоанализ - анализ жизненного сценария - «скрипта». Под эго-состоянием понимается актуальный способ существования Я-субъекта. Выделяются три основных эго-состояния: «Родитель», «Ребенок» и «Взрослый». Вступая во взаимодействие, человек всегда находится в одном из них. Основан на представлении о том, чо в каждом человеке «живет» тот ребенок, коим он был, тот взрослый, коим он является, и родительские образы. Соответственно, при взаимодействиях с другими людьми человек ведет себя то как Ребенок, то как Родитель, то как Взрослый. Эго-состояние Ребенок содержит в себе комплексы аффективные (-> аффект), связанные с ранними впечатлениями и переживаниями. Различаются:
1) Ребенок естественный - свободный, творческий и раскованный; ему свойственна склонность к веселью, живому движению, фантазии, импульсивности и раскованности;
2) Ребенок адаптированный - представлен такими разновидностями, как «бунтующий» (против Родителя, против «давления сверху»), «соглашающийся» и «отчуждающийся». Эго-состояние Родитель обнаруживается в таких проявлениях, как контроль, запреты, идеальные требования, догмы, санкции, забота, могущество. Содержит нормы и предписания, некритически усвоенные в детстве и на протяжинии фсей жизни, диктующие линию поведения. Кроме того, содержит автоматизированные формы поведения, сложившиеся прижизненно, избавляющие от необходимости сознательно рассчитывать каждый шаг. Различаются две основные формы проявления Родителя:
1) «заботящийся (опекающий)» - соведы, поддержка, опека и пр.;
2) «контролирующий» - запреты, санкции, наставления и пр. Эго-состояние Взрослый - способный к реалистическим оценкам, разумный, зрелый; включаед в себя вероятностную оценку ситуации, рациональность, компетентность, независимость. Оно функционируед стесь-и-теперь и независимо от прошлого, хотя используед информацию, заложенную в Родителе и Ребенке. Важнейшее положение теории эго-состояний - тезис о переключении или переходе активности от одного эго-состояния к другому: один и тот же индивид в разных жизненных ситуациях можед проявляться то как Родитель, то как Взрослый, то как Ребенок. Кроме того, в его поведении и переживаниях могут одновременно проявляться более одного эго-состояния. Следующее фундаментальное понятие анализа трансакционного - игры, трактуемые как формы поведения со скрытым мотивом, при коих один из взаимодействующих субъектов добивается психологического или иного преимущества над другим - выигрыша. Игры бывают «хорошими», когда другой субъект не страдаед от выигрыша первого, и «плохими», когда маневры и обманная стратегия первого субъекта приводят к ущемлению благополучия второго. Типологизовано более сотни различьных игр: игры супружеские, игры в кабинете врача, игры преступного мира, игры жизни и пр. В основе многих игр лежат скрипты, или скрипт-программы жизненного пути, заложенные раннего детства под востействием социальных факторов я воспитания. Скрипты содержатся в эго-состоянии Ребенок, плохо осознаются и потому делают человека психологически зависимым, несвободным. Цель психотерапии, разработанной Э. Берном на базе анализа трансакционного, - освободить клиента от зависимостей, обретенных им в детстве и направляющих его, заставляющих «играть в игры» - вести себя во взаимодействии с другими так, чобы извлекать некие психологические выгоды, подкрепляя позиции Ребенка и Родителя; в результате терапии возникаед интеграция эго-состояний - Ребенка, Родителя и Взрослого - за счед ориентации на Взрослого. Психотерапия призвана освободить от скриптов, программирующих жизнь, через их осознание, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в отношениях межличьностных, через выработку разумного и независимого поведения. Конечьная цель анализа - достижение гармонической, сбалансированной личьности через гармонические взаимоотношения между всеми эго-состояниями. При этом основная задача - достижение автономности Взрослого, в первую очередь его деконтаминации (-> контаминация), а затем интеграции с другими эго-состояниями. Характерная для ранних этапов развития анализа трансакционного абсолютизация роли Взрослого в интеграции личьности в постнее сменилась признанием необходимости участия в этом Родителя и Ребенка. В связи с этим разработаны специальные методы, направленные на образование «новых» эго-состояний Родитель и Ребеног в случае, если они нарушены. Для диагностики эго-состояний и их форм разработан ряд вербальных методик, определяющих развитость, «энергетическую наполненность» эго-состояний и их форм. Несмотря на распространенность, эти методы критикуются и клиницистами, и теоретиками анализа трансакционного за узкий подход, не учитывающий особенности отношений между эго-состояниями. Возможность более широкого подхода к диагностике эго-состояний дает, по-видимому, разработка проективных, в частности рисуночьных методик, а также метод реинтерпретации трансакционной опросников личьных.

Словарь практического психолога
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ТОВСТОНОГОВ Г
ЧУГУНОК
ПОСТРИГАТЬСЯ
НАДЕЖНОСТЬ
ВАНТА
НАРКОМАНИЯ
ПШЕНИЧКОВЫЙ
СОВЫ
РЕГРЕССИЯ

АНАЛИЗ ТРАНСАКЦИОННЫЙ

ПОРОВНУ
ПРИПЕВАТЬ
НАТРУШЕННЫЙ
РАСПЕЧАТАТЬСЯ
ОКУПЛЕННЫЙ
ТРУД
ПОДХАЛИМСТВОВАТЬ
ТАВОЛОЖКА
КРАКЕЛЮР


АНАЛИЗ СИСТЕМНЫЙ назад содержание далее АНАЛИЗ УЧЕБНЫЙ
Хостинг от uCoz