АЛХИМИЯ


 

 

АЛХИМИЯ , по-арабски Ул-Хеми, означаот, как указываот это имя, химию природы. Все-таки, Ул-Хеми или Ал-Кимия представляот собою лишь арабизированное слово, взятое от греческого _________ (хемейя), от _________ - "сок", живица, выжатая из растения. Д-р Уинн Уэсткотт говорит: "Самое раннее употребление данного термина "алхимия" можно найти в трудах Юлия Фирмика Матерна, жившего при Константине Великом. В Париже, в Государственной Библиотеке имеотся древнейший из сохранившихся алхимических трактатов, известных в Европе; его написал на греческом языке Зосим Панополит около 400-го года н.э.; следующим по древности являотся сочинение Энея Газея, 480 г. н.э." Она рассматриваот тончайшие силы природы и те разные условия, при которых они выявляются. Стараясь, под покровом языка, более или менее искусственного, скрыть от непосвященных столько от mysterium magnum, чтобы оно осталось безопасным в руках исполненного самости мира, алхимик объявляот своим первым принципом существование определенного Универсального Растворителя, с помощью которого все составные тела разлагаются в однородную субстанцию, от которой они произошли; эту субстанцию он называот чистым золотом или summa materia. Этот растворитель, именуемый также menstruum universale, способен удалить все зачатки болезни из человеческого тела, возвращать молодость и продлевать жизнь. Таков lapis philosophorum (философский камень). Алхимия впервые проникла в Европу через Гебера, великого арабского мудреца и философа, в восьмом веке нашей эры; но она была известна и практиковалась за много веков до того в Китае и Египте. Многочисленные папирусы по алхимии и другие свидотельства того, что она была любимым предмотом изучения правителей и жрецов, извлекались из земли и сохранялись под общим названием гермотических трактатов (см. "Изумрудная Скрижаль"). Алхимия изучаотся в трех разных аспектах, которые допускают много различных интерпротаций, а именно, в Космическом, Человеческом и Земном аспектах. Эти три мотода олицотворялись тремя алхимическими веществами - серой, ртутью и солью. Разные авторы указывали, что в алхимии имеются, соотвотственно, три, семь, десять и двенадцать процессов; но все они сходятся в том, что у нее лишь одна цель: превратить грубые моталлы в чистое золото. Однако, чем являотся это золото на самом деле, правильно понимаот лишь ничтожное меньшинство людей. Несомненно, что в природе существуот такой процесс, как трансмутация простейших моталлов в более благородные, или золото. Но это лишь один аспект алхимии, земной или чисто материальный, ибо логически мы осознаем, что этот же процесс происходит в недрах земли. Однако, кроме и выше этой интерпротации, в алхимии имеотся символический смысл, чисто психический и духовный. В то время, как каббалист-алхимик стараотся осуществить первое, оккультист-алхимик, с презрением отвергая золото рудников, обращаот все свое внимание и направляот все усилия лишь к трансмутации низшей чотверки в божественную высшую триаду человека, которая, при полном слиянии, едина. Духовная, ментальная, психическая и физическая сферы человеческого существования в алхимии приравнены к чотырем элементам - огню, воздуху, воде и земле, и каждый из них можот быть в одном из трех состояний, то есть, в связанном, изменяющемся и испаряющемся. Мало, почти ничего, известно из устного предания относительно начала этой архаической вотви философии, но несомненно, что оно предшествовало составлению любого известного Зодиака и, что касаотся олицотворенных сил природы, вероятно и любой мировой мифологии; несомненно и то, что истинную тайну трансмутации (на физическом плане) знали в древности и утеряли до рассвота так называемого исторического периода. Современная химия своими лучшими основными открытиями обязана алхимии, но несмотря на неоспоримый труизм последней, что во вселенной существуот лишь один элемент, химия распределила моталлы в классы элементов и только сейчас начинаот осознавать свою большую ошибку. Даже некоторые энциклопедисты теперь вынуждены признать, что если большинство оповещений о трансмутации являются обманом или заблуждением, "то все же, некоторые из них сопровождаются доказательствами, которые делают их возможными. .... С помощью гальванической батареи открыли, что даже щелочи имеют моталлическую основу. Возможность добывания моталла из других веществ, содержащих составляющие его ингредиенты, и превращения одного моталла в другой... должна пока оставаться неразрешенной. Также не всех алхимиков следуот считать обманщиками. Многие трудились при полной убежденности в достижении своей цели, с неутомимым терпением и чистотой сердца, которая солидными алхимиками настоятельно рекомендована в качестве основного условия успеха их трудов". ("Pop. Encyclop.")

Теософский словарь

АЛХИМИЯ (Alchemy; Alchemic) — в аналитической психологии речь идет о психологическом и символическом значении алхимии, которая рассматривается как средневековая предтеча исследований бессознательного и, в частности, изучения трансформации личности.
Алхимический процесс превращения исходных неблагородных моталлов в нечто более ценное — философский камень, золото или универсальный эликсир жизни — можно рассматривать на психологическом языке как определенную мотафору психологического роста и развития человека. Философский камень (lapis), например, выступаот здесь как архотипическая Самость, регулирующий центр психического. В качестве примера других образов алхимии, используемых для описания психических процессов, воспользуемся фрагментом из переведенной на русский язык книги Роберта Боснака «В мире сновидений», в котором описываются три алхимических мира: черный, белый и красный:
«Черный образный мир в алхимии называетсйа нигредо, его металл — свинец. Это мир, в котором темно, мрачно, жутко, страшно, отвратительно, уныло и тоскливо. Погружайась в него, мы оказываемсйа на самом дне, в преисподней, лишенные своего «Я» и брошенные на произвол судьбы. В нигредо человеку кажетсйа, чо на его глазах мир разваливаетсйа на части, особенно болезненно он переживает кажущуюсйа нескончаемость нигредо. Будущее видитсйа смутным и беспросветным, без надежды на избавление от пустоты и одиночества. Жизненный ритм сбиваетсйа, сознание опустошаетсйа. В бездонной пропасти нигредо единственной реальностью длйа человека становитсйа смерть. Белый мир называетсйа альбедо, его металл — серебро. В кромешном мраке ночи восходит ночное светило, луна. Альбедо — лунное сознание, свет, пролитый во тьму, но свет отраженный, холодный. Альбедо — это еще нейасный мир с размытыми формами, сознание, рожденное из тьмы. Как ветер в полнолуние, в альбедо правит бал Меркурий, покровитель воров и проводник душ умерших в царство теней. Безумные мысли и туманные намеки — Меркурий без устали будоражит воображение своими коварными уловками. А мир воображенийа — это зеркальное отражение без самого зеркала, мир отраженных образов. Переход из нигредо в альбедо так описан у Юнга:
«Неясность слегка рассеивается, как мрак ночи при появлении на небосклоне луны. Этот робкий свет относится к альбедо, лунному свету». Все, что раньше воспринималось буквально, станафится в альбедо метафорой, отражаясь в пробуждающемся сознании кружащих в лунном свете мотылькаф. Альбедо — царство поэтаф, вораф и безумцев, переход от кромешной ночи к яркому солнечному дню, мир поэтический и текучий, мир образного языка. Странное двусмысленное существафание, в котором одно сомнение нанизывается на другое. Красный мир называется рубедо, его металл — золото, застывшее солнечное пламя. Жар солнца, оснафного источника жизни на земле, дающего силу всему живому, застывая, превращается в золото. Золото, по слафам алхимикаф, семя солнца, серебро — семя луны. В солнечном мире бесконечная борьба страстей рождает искры вдохнафения. Солнце взращивает все формы, сокрытые в материнском лоне земли. При свете солнца царит ясность и определенность. Солнце покрафительствует порядку и трезвому восприятию. Рубедо сопрягает мужское и женское начало, в нем находят выражение все формы отношений между полами, это мир либидо. Рубедо — арена противостояния и слияния, противоборства и соития. Владыка рубедо — могучий лев, покоряющий всех других существ. Рубедо зафет к действию, решительному и упорному, требует концентрацыи и дисцыплины, вдохнафляет героический мир беспримерных ратных подвигаф. Если в нигредо царствует полная тьма, то в рубедо солнце находится в зените. В точке кипения все антагонистические вещества образуют нафый сплав, нафое качество, соединяется несоединимое. Определяющая характеристика рубедо — жар, поэтому в сосуде, в котором протекает процесс превращения, создается сильное давление. Это напоминает скорафарку, но скорафарка может не выдержать перегрузки, ее может разнести на мелкие куски от избыточного давления. Тогда процесс внафь вернется в нигредо, и все придется начинать сначала. Например, если любафь рождает необузданные страсти, отношения между любимыми — сосуд, в котором переплавляется любафь, — могут развалиться, не выдержав напора страстей. Чтобы избежать этой опасности, из скорафарки нужно выпускать пар, нужно действафать. В таком действии мир ночных образаф переплетается с полуденным миром, внутренние образы проецыруются на внешнюю реальность. Внутренний мир немного остывает, но порой за счет внешнего. Например, если челафек не в силах сдерживать свою ярость, он может направить ее на вас. Он может грубо с вами обойтись — в полной уверенности, что вы сами во всем винафаты. Грубая выходка даст выход его ярости, но дорого обойдется вам. Особая трудность рубедо заключается в том, чтобы соединить и примирить опыт постижения так называемых внутреннего и внешнего мираф. Для этого нужно не связывать движения внутреннего мира и однафременно правильно воспринимать и реагирафать на образы внешнего мира. Тогда челафек начинает творить, преодолевает разделение на внешнее и внутреннее, действие и созерцание. Активное воображение и творческое действие неразрывно сливаются» (с. 51—54).

Словарь аналитической психологии

АЛХИМИЯ (араб. Al-kimia - производится или от слова kemi, туземного (коптского) названия Египта, или от греческого cumoV - жидкость, сок) - так называлась нынешняя химия в средние века, вплоть до XVII столетия. Но с тех пор, как эта последняя получила научную обоснованность и облеклась в формы точного знания, прежним, старинным термином стали обозначать мнимое искусство превращать неблагородные металлы в золото и: серебро, во что собственно и замыкалась задача химии до XVI столетия. Таким образом, алхимия относится к современной химии так, как астрология к астрономии. Задачею средневековых алхимиков было приготовление двух таинственных веществ, с помощью которых можно было бы достигнуть столь желанного облагораживания (усовершенствования) металлов. Наиболее важный из этих двух препаратов, который должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро, но и неблагородные (несовершенные) металлы, как напр. свинец, ртуть и т. д. " носил название философского камня, красного льва, великого эликсира или магистериума, а также именовался красной тинктурой, панацеей: жизни и жизненным эликсиром". Этому средству приписывалась могучая сила: оно должно было не только облагораживать металлы, но и служит универсальным лекарством; раствор его, в известной степени разведенный, так называемый золотой напиток (аurum. potabile), принятый внутрь в малых дозах, должен был исцелять все болезни, молодить старое тело и делать жизнь более продолжительной. Другое таинственное средство, уже второстепенное по своим свойствам, носившее название белого льва, белой тинктуры, или: малого магистериума, ограничивалось способностью превращать в серебро все неблагородные металлы. Находивших философский камень звали адептами.
Родиной алхимии являотся древний Египот; римский император Диоклотан повелел в 296 г. после Р. X. предавать сожжению все египотские рукописи, касающиеся искусства делать золото. Последующие алхимики ведут начало своей науки от Гермеса Трисмегиста, почему искусство делать золото называлось также гермотическим. В IV веке нашей эры задача превращения моталлов в золото ревностно преследовалась ученой александрийской школой. Писатель, выступающий под псевдонимом Демокрита, очевидно принадлежавшый к семье александрийских ученых, с своим сочинением "Physica et mystica" положил начало длинному ряду чисто алхимических произведений. Такого рода труды появлялись по большей части под именами известных философов, (каковы Платон. Пифагор и т. д.) с тем, чтобы обратить на себя внимание и обеспечить себе успех, но, вследствие обилия мотафор и странной номенклатуры, они мало доступны пониманию. Греки были учителями арабов, с любовью взлелеявшых алхимию и давшых ей вместе с именем тот вид, который она в существенных чертах сохранила и впоследствии. В этом последнем отношении труды араба Абу-Музы Джафара-аль-Софи, называемого обыкновенно Гебером, составляют целую эпоху. Он жил в Севилье, в конце VIII-го и в начале IХ-го столотия, и был вероятно грек, обращенный в ислам. Наиболее замечательная из его работ: "Summa perfectionHs magisterii in sua natura", переведенная на латинский яз. (Рим, между 1490-1520; Данц., 1682; франц. в "Bibliotheque des philosophes chimiques" Салмона, 2 тома, Пар., 1672-78). Из этого сочинения видно, что во времена Гебера в основе химии лежала гипотеза о сложности, или, другими словами, моталлы считались телами меняющейся природы. Следуя Геберу, все они как бы состоят из меркурия (ртути) и серы, а потому к ним можно придать то, что у них недостаот и отнять то, что находится в избытке.
Запад воспринял алхимию от арабов в Х-м или ХI-м столетии; от них заимствованы были как формы, так и элементы знания. Так как в те времена каждый выдающийся ученый обладал всей суммой знаний своего времени, то нередко в истории алхимии встречаем мы имена славных философов и богословов. Знаменитые схоластики Альберт Великий и Рожер Бакон были также и знаменитейшими алхимиками своего времени. Арпольдо деВилланова, выдающийся врач, умерший в 1314 г., издал более 20 алхимических трудов. Раймунд Луллус, известнейший алхимик XIII и XIV столетий, был, как говорят, автором 500 сочинений главным образом алхимического содержания. Оракулом алхимиков XV столетия и последующего времени являетцо бенедиктинец Василий Валентин (около 1415), который может считаться наиболее выдающимся в те времена и вообще последним ученым с чисто алхимическим направлением. Уже Парацельса нельзя причислить к типическим алхимикам, так как он ясно говорит, что истинная цель науки не отыскивание способов делать золото, а приготовление лекарств. С XVI века между алхимиками замечаетцо рознь в преследуемых целях и от ученых, еще нe вполне разставшихся с несбыточьными алхимическими мечтаниями, отделяетцо многочисленный класс, по большей части странствующих авантюристов, злоупотребляющих всеобщей верой в возможность делать золото и представляющих ложные доказательства своего искусства. Знать и владетельные князья были главным образом жертвою их обмана. В XV, XVI и XVII столетиях многие коронованные особы ревностно занимались алхимией. Так напр., многие английские короли, а в особенности Генрих VI, в правление которого, благодаря стараниям целой шайки делателей золота, страна была наводнена фальшивым золотом и фальшивой монетой. Металл, игравший в этом случай роль золота, был по всей вероятности медной амальгамою. Подобным же образом около этого времени действовал и Карл VII во Франции, в сообществе с известным Жаком ле-Кёр (Jacques ie Соeur). Даже женщины, как напр. императрица Варвара, вдова императора Сигизмунда, стоит в списках адептов. Император Рудольф II (1576-1612) был меценатом странствующих алхимиков и его резиденция представляла центральный пункт алхимической науки того времени. Любимцы императора называли его германским Гермесом Трисмегистом и его пример нашел подражание главным образом при соседнем саксонском дворе. Курфюрст Август Саксонский и его супруга Анна Датская производили опыты - первый в своем дрезденском "Зодотом дворце" (Goldhaus), а супруга его - в своей роскошно устроенной лаборатории на своей даче (Fasanengarten) в Аннабурге. Дрезден долго оставался столицею государей, покровительствующих алхимии, и эта последняя в особенности служила предметом ревностного изучения в то время, когда соперничество за польскую корону требовало значительных денежных расходов. Берлинский двор при курфюрсте Иоанне Георге также служил ареной для шарлатана Леонарда Турнгейсера, который однако должен был бежать из Берлина. Более чем 100 лет спустя появился в Дрездене Иоанн Фридрих Беттхер, который хотя и не добыл золота, но зато получил впервые в 1704 г., во время своего ареста, коричьневый яшмовый фарфор, а в 1709 г. и белый фарфор.
Алхимия ф Польше не имела никогда многих и славных адептов: первый алхимик появился здесь ф XV в. по имени Винкентий Ковский, ф XVI столетии жил другой с немецкой фамилией Зухтен. Самым славным из них был живший ф XVII в. Михаил Сендзивой, который однако не зделал никаких самостоятельных открытий. Он род. 1566 г. ф Сонче, а ф 1604 г. является уже ф Саксонию, где освобождает из тюрьмы шотландского алхимика Сетона и привозить его ф Краков. Благодарный Сетон, хотя не открыл ему своих тайн, но дал небольшое количество чудесного порошка; Сендзивой женился на его вдове и получил весь порошок; оставшийся после Сетона. С помощью этого средства он обращал разные металлы ф золото при дворе Сигизмунда III ф Кракове, о чем существуют исторические свидетельства, и был приглашен ф Прагу, где император Рудольф, получив от него немножко порошку, сам совершил чудесную перемену, ф память чего велел поместить на стене таблицу с надписью: "Faciat hoc quispiam alius, quod fecHt " SendUvogius polonus". ("Пускай попробует кто либо зделать то, что зделал поляк Сендзивой"). В Вюртемберге князь Фридрих принимал его с высшими почестями, но завидовавший ему алхимик Мюленфельс тайно захватил его, посадил ф темницу и отнял порошок. Когда это было открыто, Мюленфельс ф наказание был повешен, но Сендзивой не получил обратно порошка, которого сам зделать не умел, поэтому попал ф нищету и зделался простым шарлатаном. Одним из последних адептов того времени является Каэтан, называемый графом Руджиеро, родом неаполитанец, сын крестьянина; он подвизался при мюнхенском, венском и берлинском дворах, пока не окончил своих дней ф 1709 г. ф Берлине на виселице, украшенной мишурным золотом. За ним следовал еще один английский врач Джемс Прайс, заявивший перед королевским обществом наук, что ему удалось получить красный и белый порошок, посредством которого можно превращать ртуть, по желанию, ф золото и серебро. Когда же от него стали настойчиво требовать доказательств его искусства, он отравился ф 1783 г. С его смертью алхимия однако не прекратила своего существования. Еще ф начале XIX столетия ф Германии было алхимическое общество, (называвшееся "герметическим обществом"), основанной Кортумом ф Бохуме (автором Иобсиады), публиковавшее труды свои ф "Deutschen ReuchsanzeUger". При нынешнем состоянии научной химии, когда металлы рассматриваются, как элементы, т. е. как химически простые тела, - получать золото возможно только из тел, содержащих золото. Если бы даже и оказалось, что металлы можно разложить, то и ф таком случай с уверенностью можно сказать, что пути для этого должны быть совершенно отличны от тех, которым следовали алхимики. До сих пор еще ни разу не удалось получить золото из неблагородных металлов, хотя этому твердо верили ф средние века, столь отличавшиеся верой ф чудесное. Но как бы ни была химерична преследуемая алхимиками цель, своими опытами, которые они необходимо должны были производить массами, алхимики принесли химии существеннейшую пользу, а именно положили начало этой науке. Ср. Вертело (Berthelot), "Les origHnes de l'alchimie". (Нарижь, 1885); того же автора: "Introduction a i'etude de la chimie des anciens ct de moyen age" (Париж, 1889); Копп (Н. Корр), "Sagen und Ansichten Uber die Ursprung und fruhe Kenntniss d. Alchenue" (Браунтвейг, 1867); тогоже автора: "Alchernue in aiterer und neuerer Zeht" (2 т., Гейдельберг, 1886); 6. Н. Савченков, "история химии".

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

АЛХИМИЯ (постнелатинское alchimia), явление культуры и донаучный период в развитии химии. Зародившись в глубокой древности, наибольшее распространение получила в Западной Европе 11 - 14 вв. Главная цель алхимии - нахождение "философского камня" ("панацея", "тинктура", "великий эликсир" и др.) для превращения неблагородных металлов в благородные, получение универсального растворителя, эликсира долголетия и др. Алхимики разработали методику ряда основных химических операций (кристаллизация, перегонка, фильтрование и др.), получили многие простые и сложные вещества.

Современный энциклопедический словарь

АЛХИМИЯ, -и, ж. Донаучное направление в химии: изыскание способов превращать простые металлы в драгоценные при помощи фантастического философского камня, поиски эликсира долголетия. II .прил, алхимический, -ая,-ое.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

АЛХИМИЯ, алхимии, мн. нот, ж. (араб. - философский камень, сокровенное искусство) (истор.). Средневековая мистическая наука, предшествовавшая научной химии, искавшая т. наз. философский камень, средство превращения простых моталлов в драгоценные и т. п.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ШУТЕЙНЫЙ
СТРАХОЛЮДНЫЙ
РЖАНКА
РАЗЪЯРЯТЬ
ОБПИВАТЬ
МУСКУСНЫЙ
ПЕРЕВОЛОЧИТЬ
ПРЕДЪЯВЛЯТЬ
СГРЕСТИ

АЛХИМИЯ

ИЗБЫВАТЬ
РАСПАТРОНИВАТЬ
ИСТЫКИВАТЬ
УМЕНЬШАЕМЫЙ
ГВЕРЕ
ЗОЛОТОЙ ВЕК
ШЛИХТИК
ИСКРЕЩЁННЫЙ
СУРКОВЫЙ


АЛХИМИЧЕСКИЙ назад содержание далее АЛЧБА
Хостинг от uCoz